Вебинар
1 августа Pechorin.net и Елена Смирнова (Elena R Smirnova) провели первый литературный вебинар в лекториуме.
Посмотрев видео вы узнаете:
1. Какие варианты публикации книги существуют в 2020 году?
2. Сколько может заработать автор на книгах, кого читают и зависит ли объем книги от популярности?
3. С чего начать писать книгу и как все не бросить через неделю?
4. Как подготовить книгу к публикации? Советы по редактуре.
Название рассказывает о чем книга, сообщает о жанре и интригует читателя. Оно должно быть:
- Коротким
- Емким
- Звучным
- Запоминающимся.
Как «Никогде» у Нила Геймана или «Ни сы» Джена Синсеро. Но иногда исключения звучат куда круче: «Похороните меня за плинтусом» или «Человек, который принял жену за шляпу». ⠀
Ridero собрали самые популярные слова в названиях книг. Вот они: Сердце, женщина, дневник, звезда, небо, животное, ночь, растение, хотеть, большой. Из списка можно придумать что-то необычное, например: большое сердце, звездный цветок, ночь в баре, женщина в небе. Это один из способов развития креативности.
«Великий Гэтсби» сначала был написан как «Гэтсби — Золотая шляпа», «Неистовый любовник» и даже «Пир Трималхиона». Предпоследнее название было «Под красным, синим и белым», как американский флаг. И здорово, что в тираж ушло то самое известное название.
«Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В.», «Гастроль», «Фантастический роман», «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Князь тьмы» не названия рок-групп, а поиск имени для романа «Мастер и Маргарита». И чудно, что получилось именно оно.
«Война и мир» — «Все хорошо, что хорошо кончается», «Три поры» или «1805».
«Унесенные ветром» —«Завтра будет другой день» как последняя строчка в книге.
«Сто лет одиночества» — «Дом».
«Гордость и предубеждение» — «Первые впечатления».
«451 градус по Фаренгейту» изначально назывался просто «Пожарный». Издатель попросил Брэдбери расширить историю до романа и придумать новое заглавие; тот, в свою очередь, снял трубку телефона, позвонил в одно из пожарных отделений Лос-Анджелеса и задал простой вопрос: при какой температуре загорается бумага? Спустя несколько минут заголовок был готов.
Ridero. Сильно их люблю за быстроту и легкость. У них понятливый редактор, если текст без изображений, то просто собрать книгу за пару минут. Они размещают авторский текст на куче площадок, в том числе на Amazon. Больше так пока никто не делает.
⠀
Amazon. Опубликовать самому книгу на Амазон сложно. Проще туда попасть через «Ридеро», они сами этим занимаются. На сайте рейтинг меняется каждый час, поэтому если каждый день книгу не скачивают, в список бестселлеров вы не попадете.
⠀
Яндекс.Дзен. Если работать по правилам Дзена, то придется играть с заголовками, подбирать ярче тексты и просить лайкать и комментировать. Так просто не выложить один текст в месяц и забыть о нем. Чем больше пишешь — тем больше аудитория.
⠀
Литмаркет. Новый сайт Никиты Аверина и Дмитрия Руса. Ребята создали магазин услуг, где можно найти себе редактора, дизайнера, корректора и соавтора. Да и редактор текстов простой и ясный. Пять минут и книга опубликована. Ну а аудитория понятная — фантастика, фэнтези и эксклюзивы известных фантастов.
ЛитРес: Самиздат. «ЛитРес» знают больше, чем «Ридеро» или другие сайты для публикаций. Приложение для чтения книг есть почти в каждом телефоне, так что по полярности они на первом месте. Но книги из Самиздата находятся внизу каталога, да и редактор у них отстает от других. Нельзя отредактировать текст, а только загрузить целиком файл снова.
Author.Today. Огромный сайт. Можно читать других и выкладывать свои книги или главы. Простой редактор, читатели хорошо реагируют на новинки. Но сюда лучше идти с фантастикой или фэнтези.
⠀
Litnet. Литнет похож на Author.Today, но только с другой аудиторией. Тут больше любят любовные романы, любовные фэнтези, эротику. Есть подписка, активно оставляют комментарии и подписываются.
⠀
Проза.ру. Большое сообщество писателей всех возрастов. Можно поднимать рассказы на главную страницу за деньги, тогда текст могут прокомментировать. В этом плюс. Но больше сайт воспринимается как место, где хранятся тексты. Годами.
Кому знакомо? Этот момент может возникнуть в начале, середине или, кошмар, под конец рукописи. И меня спрашивают, надо продолжать дописывать через силу или заканчивать прямо сейчас?
Я советую не паниковать. Это первое. Надо разобраться, что именно не нравится и не дело ли в страхах. Со страхами надо бороться, а вот ненависть к тексту лучше оставить как есть.
⠀
Вернитесь в начало
Посмотрите еще раз на план, а если его нет, то составьте, и подумайте, что можно убрать или добавить? Проверьте структуру, она может быть скучной, тогда добавьте сцен и действий.
⠀
Не стройте наполеоновских планов
Снизьте желание написать книгу быстро и чтобы получился шедевр. Не надо думать о том, как объять необъятное и сделать все идеально. Успокойтесь и поставьте реальные цели. Разбейте книгу по-кусочкам, как на курсе «Давай напишем книгу».
⠀
Разберитесь со страхами
Спросите себя:
Что не нравится? (Мне не нравится все)
Чего боюсь? (Что потрачу зря время и книга окажется фигней)
Как могу это исправить? (Написать рассказ по мотивам книги, опубликовать и посмотреть реакцию)
Я буду счастлив? (Да)
⠀
Устройте читку
Дайте почитать текст другу или ридеру. Предупредите, что это черновик и вы хотите его уничтожить. Взгляд со стороны помогает посмотреть на текст не так, как вы его видите. Возможно, с ним все в порядке и надо внести только пару изменений.
⠀
Отправьте в архив
Никогда не удаляйте тексты, особенно, если они большие. Создайте архивную папку и отправляйте туда все ужасные черновики, идеи и провальные истории. Вернитесь к ней через пару лет. Бывает, что сейчас у вас нет знаний о том, как докрутить сюжет или рассказать историю, а с опытом сможете справиться с прошлым текстом.
⠀
Последний пункт советую многим, потому что часто слышу, что лучше бы не удаляли текст, а дали ему еще один шанс. Не спешите, пишите в удовольствие и в том ритме, который вам ближе.
Могу показаться немного занудной, но расскажу об изнанке книжного дела. Я работаю в издательстве и занимаюсь тем, что оцениваю рукописи. Присылает автор текст и я принимаю решение — принесет он деньги или нет. Это звучит не очень красиво, но это история про бизнес.
Над рукописью работают в среднем полгода. Значит, надо все это время платить зарплату редактору, выпускающему, верстальщику, дизайнеру, рекламщикам, производственному отделу, корректору, юристам и еще куче народу. Потом еще за печать, доставку, место на складе и реализацию в магазинах.
Это большие суммы.
Если автор задерживает сдачу текста, долго вносит правки и постоянно все переписывает — увеличиваются затраты времени и денег на проект. Поэтому в идеи от начинающих авторов или писателей с плохой репутацией (кто не соблюдает дедлайны) мы не верим. Ждать дописанный текст можно годами.
Другое дело, если автор принес издательству не только свой текст, но и пользу. Все хотят вложиться в успешный проект, который выстрелит и окупит затраты. Поэтому всегда зеленый свет на писателей с аудиторией, наградами, званиями.
А еще:
- Кто делает рекламу в соцсетях и активно продвигает книгу.
- Кто выкупит часть тиража и имеет «Имя».
Если автор известный, у него гораздо больше шансов попасть в издательство. Презентации и раскрутки делают тем, кого люди знают. Поэтому я так часто говорю о том, что надо продвигать себя, показывать свое творчество, участвовать в конкурсах, записывать подкасты, ездить на семинары. Никто за вас всю эту работу не сделает.
И когда редактор видит, что писатель не только пишет, но еще и пашет — тут устоять невозможно.
Курсы для писателей
WriteCreate
WriteCreate
Как написать книгу? Получите пошаговый план, даже если у вас нет идеи, а только желание поставить книгу на полку. Все самое важное для начинающего писателя. В рассылке из 14 писем за 7 дней.
С чем участвовать в конкурсах? Создайте рассказы в самых популярных жанрах с помощью курса «С чего начать?». Бонусом урок о том, как писать пьесы и записывать подкасты. 10 писем за 5 дней.
Хочу поделиться впечатлениями о работе Вонг Кар-Вай. Про него мало кто знает, но это удивительный китайский режиссер. Он знаменит своей работой со светом, метафорами и историей.
В одной из сцен два персонажа. Вокруг них темнота, лишь только лица освещены, как полная луна на небе. Они готовятся к бою, но тут тень падает на лицо женщины так аккуратно, будто появляется новолуние. Рассвет новой жизни. А на лице мужчины затемнение с правой стороны — убывание луны, угасание.
Одного этого кадра достаточно, чтобы понять, чей финал предрешен. Или как он описывает возбуждение — мерцающим светом. Вот эта одна деталь, такой скрытый смысл — он настолько восхитителен. И это то, что я называю «показать, а не рассказать».
Таких приемов много в кино, но их не каждый может распознать. Но если понимаешь, то это чертовски вдохновляет. В литературе, где привыкли описывать все подряд, так мало внимания сосредоточено на деталях. Чтобы читатель был сосредоточенн также, как в игре со светом Вонг Кар-Вая.
Учиться таким приемам можно и нужно. Поэтому я и сочетаю в своих курсах разные жанры и техники. Прошу поверить в свои силы и написать то, что никогда не делали.
Прежде чем написать пост, историю, рассказ или садиться за книгу, задайте себе эти три вопроса:
- О чем вы пишите?
- В чем отличие вашего текста от других?
- Что получит читатель от прочтения истории?
Удивительно, но даже с первым вопросом у многих возникают трудности.
— О чем моя книга? Даже не знаю.
Спрашиваю, а для чего вы хотите написать книгу?
— Ну, чтобы была.
— Поставить книгу на полку хотите?
И вместо ответа молчание.
Писать книгу долго, сложно и рискованно. Если не ставить себе цель в начале, не понимать, зачем, для чего и для кого вы пишите — вас никто и не поймет.
Ответ на первый вопрос должен звучать ясно и состоять из одного-двух коротких предложений.
Идеально: история о бедной девушке, которая собирается на бал, теряет туфельку и в нее влюбляется принц. Хуже: это история о мире богатых и бедных, зависти, мести, поиску, любви и о счастье.
В замысле – краткий пересказ действий. Расскажите историю глаголами, а не прилагательными.
Отличие может быть в полезном действие. Писать историю про Золушку все могут по-своему, с разных точек зрения. Если хотите выделяться, думайте о пользе.
Для писателей, блогеров, бизнесменов и всех, кто пишет.
⠀
Развивайка
Поверните голову налево. Что первое увидели - развивайте ассоциации вдохновения до тех пор, пока не захочется остановиться.
Окно - Париж - путешествие - круассан - море - улитки - лягушки - детство.
Тревел: где лучшие круассаны в Париже.
Кулинария: рецепт изысканных круассанов с хрустящей корочкой.
Бизнес: как открыть бизнес во Франции.
⠀
Суперсила
Вспомните проблему, с которой справились, и расскажите о ней. Не дайте другим наступить на ваши грабли.
Как было - что сделали - что помогло - решение - советы.
Дизайн: сделали ремонт за выходные.
Обучение: выучили английский с нуля за три месяца.
Писатель: справились с прокрастинацией.
⠀
Пузырь
Осознайте, что вы в информационном пузыре. Лопните его и каждый день узнавайте новое. Расширяйте кругозор. Меняйте слова, смайлики, подписчиков, музыку.
Копирайтер: видео про акул = идея про агрессивные продажи.
Инфобизнес: плотность бумаги = идеи про визитки и первое впечатление.
Маникюр: тропическое растение = идея нового уникального дизайна.
⠀
Кинг
Напишите пост по структуре художественного текста. Вступление - завязка - история - кризис - кульминация - развязка.
Фитнес: весила 100 кг, страдала от болезней, попала в больницу, денег на лечение нет, наткнулась на полезный аккаунт, бросила все, похудела, выздоровела, нашла новую работу.
Бизнес: работал в «Пятерочке», сократили, всегда мечтал делать мебель, денег нет, стал реставрировать старую, продавал, дело пошло, завел успешный бизнес.
⠀
Веселый молочник
Соедините эмоцию и предмет/объект. Напишите пост от их лица.
Украшения: радость + кольцо = истории про предложения, как получить свою прелесть.
Инфобизнес: ярость + тексты = типы клиентов, как работать с м*даками.
Отношения: нежность + книга = рассказ про первую любовь, книги в подарок девушке.
Больше идей в постах, курсах и бесплатном марафоне #WriteCreate.
Writecreate.ru
Заходите на сайт writecreate.ru в раздел конкурсов. Я собираю и публикую все для писателей, поэтов, драматургов и сценаристов.
⠀
Время
Смотрите подходящие конкурсы на ближайшее время. Сначала бегло по названиям и жанрам. Выберите интересные.
⠀
Требования
Бывают ограничения по возрасту (школьники, до 35, после 35 лет), территории (село, город, страна), теме (политика, патриотизм, экология), жанру (фантастика, ужасы, сказка). Все, что не подходит — отметайте. Требования смотрите в положениях конкурсов.
⠀
Trello
Заведите доску и заполняйте карточки по схеме: название конкурса - дедлайн - итоги - приз - ссылка на сайт. Так все под рукой и легко проверять результаты. Не всегда организаторы присылают письма с поздравлением о победе или попадаем в лонг или шорт-лист.
⠀
Дедлайн
Сортируйте конкурсы по дедлайну. Так удобней следить и писать. Не отправляйте позже срока, держите в запасе хотя бы один день на случай задержки почты.
⠀
Возможности
Попробуйте написать то, что не делали раньше: стихотворение, пьесу, фантастический рассказ или сценарий. Может, вам так понравится, что смените направление и будете развиваться по новому пути.
⠀
Масштаб
Отправляйте заявки в максимальное количество конкурсов, где проходите без ограничений. Я выигрывала там, где даже и думать не могла.
⠀
Мотивация
Если поставить цель — писать по новому рассказу для конкурса, то за летний сезон соберете до тридцати историй. Их легко подготовить и выпустить сборник через самиздат. Дедлайн мотивирует!
Иногда лучше рискнуть и отправить текст на оценку жюри, чтобы потом не жалеть об упущенной возможности.
⠀
Победа — это приятный бонус, а не цель.
© 2020 WriteCreate. Все права защищены.